Диалектика понимания контента "душа" и "тело" в период глобальных перемен - MEDCENTER KG
Медецинский Центр КГМА

Опрос

Откуда Вы узнали о Медцентре?

Через поисковики Яндекс, Google - 38.4%
По совету знакомых - 16.9%
Был вашим пациентом - 16.9%
Прочитал на сайте - 10%
Из программы ТВ-доктор - 3%
Страница на FB - 5.6%
Журнал "ЗОЖ" - 1.8%
Журнал "Жить здорово!" - 1.9%
Журнал "ТВ-неделя" - 1%
Портал Акипресс - 3.4%

Всего голосов:: 2051
Голосование по этому опросу закончилось в: марта 1, 2017

Касымбеков Турат Токонович.

Директор Медицинского центра Кыргызской Государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева, доктор медицинских наук.

              Human resources management during transition to market economy in the field of medical services 

Вестник Международного университета Кыргызстана

Касымбеков Т.Т.

доктор медицинских наук, директор МЦ КГМА

Те, кто никогда не меняет своего мнения, никогда не исправит свои ошибки и никогда не станет завтра мудрее, чем сегодня

Трайон Эдвин

 

Кризис традиционных ценностей признается важнейшей проблемой мирового сообщества ХХI в. Очевидно, что это лишь часть глобального кризиса. Тысячелетиями формировался дуалистический подход в эволюции понимания духовного и физического мира человека. Противоположность между духом и телом, является главной составляющей бытия. Дух как субъективное творчество восприятие предметного мира, тело как физиологическая предопределенность, то есть конкретный измеряемый объект с возрастными характеристиками. Главными элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния. «Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории… существуют лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа», - писал Бердяев. Окружающий мир – это комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Бердяев – один из «родоначальников» философии экзистенциализма. По его мнению, бытие не является первичным, оно – лишь характеристика «существования» - процесса творческой индивидуальной жизни духа. [1].

Образование, здравоохранение, искусство требуют живого общения и потому, считаются самыми консервативными системами, на которых строится благосостояние общества. Реформы также как и революционные перевороты не могут отменить необходимость лечить и учить тех, кто их осуществляет. При этом врач является целителем не только телесных недугов, но и духовных расстройств, неизбежно сопутствующих болезни. Сейчас мир переходит к третьей волне развития цивилизации. После первого цикла, в основе которого было владение землей, затем эпоха индустриализации и развития корпораций, пришло время информатизации. Это меняет все системы государственных устройств в рамках тенденций глобализации [2].

Необходимо условно охарактеризовать сегодняшнее состояние системы здравоохранения с точки зрения объективной реальности, не позволяющей на данном этапе развития общества и государства реализовать желаемые принципы взаимодействия «врач-пациент» в условиях меняющегося рынка медицинских услуг. Как известно рыночная экономика не мыслится без таких понятий как «конкуренция» и «конкурентоспособность». Быстрый темп развития информационных технологий потребовал соответствовать ритму перемен. Опыт МЦ КГМА можно считать уникальным в том плане, что он является хозрасчетным государственным учреждением, который выполняет комплекс функций помимо оказания медицинской помощи населению. Это клиническая база Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева, то есть имеет образовательный компонент деятельности для студентов, ординаторов, аспирантов [3]. Тринадцатилетний опыт работы позволяет систематизировать динамику изменений системы ценностей и духовного как объекта бытия во времени и пространстве.

В настоящее время много говорится об этнической идентичности как одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом  социальной реальности. «В процессе межэтнического взаимодействия  этническая идентичность конструируется на основе представлений образующих систему  этнодифференцирующих признаков (этноопределителей), в качестве которых могут выступать язык, ценности, нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство и многое другое». Для медицинского работника естественным является приятие системы гуманистических ценностей составляющих основу формирования личностной идентичности. Вопрос о внедрении в содержание учебно-воспитательного процесса образовательной среды комплекса знаний и понимания в многонациональной среде имеет большую социальную значимость. Личностное развитие, как указывал Л.С. Выготский, есть процесс интериоризации культурных ценностей, то есть их освоение и присвоение. При этом интериоризация осуществляется в единстве с экстериоризацией [4]. Другими словами сознание, подсознание и деятельность человека являются результатом работы единого «программного обеспечения» информационного носителя, которым физиологически является кора головного мозга.

Схематически это можно отобразить следующим образом.

 

 

 

 

 

ЦНС (центральная нервная система) представлена корой, подкорковыми образованиями и белым веществом головного мозга. Периферическая нервная система обеспечивает чувствительность и трофические (обмен веществ, питание) функции всех органов нашего тела. Когнитивная, то есть осознанная деятельности человека, эмотивные процессы, трудно контролируемые и бессознательные составляющие жизни. Третий уровень обозначает социальную составляющую активности человека.

Развитие эмоционально-чувственной сферы проявляется в убеждениях, чувствах, эмоционально-ценностном отношении к национально-культурным особенностям, традициям, обычаям, языку, истории, своего и других народов. Психология как наука объясняет причинно-следственные характеристики поведения человека в социальной среде.

Мотивационно-рефлексивный компонент представляющий комплекс внутренних волевых усилий, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками в процессе образования. Анализ и оценка деятельности человека проявляется в его интересах, склонностях, а также реализации возможностей самовоспитания и саморазвития.

Деятельностный или конативный – поведенческий компонент, проявляющийся в действиях, поступках по отношению к людям, а также формированию толерантности, культуры межнационального общения, исследования в рамках познания разнообразия природы и человека.

В настоящее время, когда человек стал составляющей информационного пространства, главной ценностью становится категория свободы. В отличие от денег, своеобразного идола индустриальной эпохи свобода не является творением Бога. Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. В современном социуме невозможно предвидеть действия людей, обладающих свободной волей. Это способствует тому, чтобы волевой компонент деятельности человека носил созидательный характер.

В этом контексте профессиональная деятельность врача предполагает два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обуславливает силу духа. Вследствие этого, процесс выздоровления возможен только в результате партнерства и взаимоуважения врача и пациента.

Современная личность, представляет собой конкретный объект в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сформированными обществом. Таким образом, получается, что реальной свободы нет при этом, по мнению Бердяева «вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... Дух побеждает природу, вновь обретая единство, восстанавливается духовная целостность личности. Понятие личности включает в себя такие контенты, как «личность», «человек» и «индивид». Личность – это категория «религиозно-духовная», спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к самосовершенствованию. Личность сохраняет общение с «духовным миром» и может проникнуть в «мир свободы» в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.

Человек по своей природе существо общественное. Способ его жизни описывает история. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы. Виртуальное пространство, социальные сети, скайп в считанные годы стерли границы, расстояния, время. Личность растворяется в информационном поле, теряя объективные физиологические  характеристики (рост, вес, возраст, национальность и т.д.). В этом измерении понятие «душа» и «тело» теряют целесообразность.

Мир постоянно обновляется, согласно законам эволюционного развития общества и природы. Люди, общественные системы, природные системы – смертны. Эволюция дает срок на адаптацию и стимул к изменениям. Не только правила уходят в прошлое, но и целые социальные системы. Либо они обновляются, омолаживаются и выходят на новые витки спирали своего жизненного цикла, либо на смену ушедшим приходят новые поколения людей и технологий, экологических, экономических, социо-культурных систем. инновации в развитии общества – плод науки и изобретательных умов. время от времени поднимающиеся волны базисных инноваций преобразуют лицо общества. Меняются приоритеты, лидирующие страны  в развитии новых технологий, создается фундамент для повышения эффективности воспроизводства и качества жизни (прежде всего в ангардных странах).

Образование становится одним из стратегических механизмов развития, как отдельных направлений наук, так и общества в целом. Медицина является краеугольным камнем в этом процессе, так как науку, политику, религию делает человек и его составляющее сообщество. Понятие «эпохальные инновации» ввел в научный оборот нобелевский лауреат Саймон Кузнец. В нобелевский лекции (1971 г.) он использовал этот термин для обозначения переворотов, которые происходят раз в несколько столетий и радикально меняют лицо общества. «Основные прорывы в развитии человеческого знания, те, которые явились главными источниками долгосрочного экономического роста и широко распространились в мире, можно назвать эпохальными нововведениями» [5]. Ведущая закономерность развития общества в контексте закона единства и борьбы противоположностей является периодическое инновационное обновление. Как закон природы, обновление охватывает все его сферы – технологию и экологию, экономику, социально-политические отношения, науку и культуру, этику, религию. XXI век характеризуется волной эпохальных и базисных инноваций, преобразующих общество. Глобализация придает новые черты инновационному развитию государственного управления и, как следствие, реструктуризацию систем образования и здравоохранения. Глубочайший цивилизационный кризис конца XX в. охватил все сферы общества. Постановка дилеммы индустрия в системе взаимоотношения природы и человека, является стимулом очередной волны эпохальных и базисных инноваций. Система образования, которая развертывается в условиях глобализации, является единицей интегрального социокультурного строя. Возможно новый специалист, который пережил культурный шок, сумел адаптироваться к новому климату, культуре социальной и языковой среде и послужит основным стержнем становления гуманистически-ноосферного постиндустриального общества.

Это требует переосмыслить наследие ХХ в. в области теории инноваций и методологии их прогнозирования. Именно в университетах имеется реальная возможность выработать эффективные механизмы использования плодов инноваций во благо, а не для гибели человечества.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. «Человек как предмет познания» - Л.: ЛГУ, 1969г.;
  2. Тоффлер Элвин «Третья волна» - Москва, АСТ;
  3. касымбеков Т.Т. «Управление медицинскими кадрами в период коммерциализации медицинских услуг» / «Реформа», стр. 82-87;
  4. Выготский Л.С. «Развитие личности и мировоззрения ребенка» // Психология личности. Тексты под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М.: Изд-во МГУ, 1982 г.;
  5. DeMey M. // The Cognitive Paradigm. Chicago, 1982

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить